adultload.ws
Керівники секції:
Радул Валерій Вікторович – доктор педагогічних наук, професор, завідувач кафедри педагогіки та освітнього менеджменту Кіровоградського державного педагогічного університету імені Володимира Винниченка

Poltava 37Гриньова Марина Вікторівна – доктор педагогічних наук, професор, декан природничого факультету Полтавського національного педагогічного університету імені В.Г.Короленка.

 

Гриньова Марина Вікторівна
доктор педагогічних наук, професор, декан природничого факультету
Полтавського національного педагогічного
університету імені В.Г.Короленка
Дудка Ірина Анатоліївна,
магістр управління навчальним закладомПолтавського національного педагогічного
університету імені В.Г.Короленка

Анотоція. В статті розглядаються питання упровадження здоров’язберігаючих технологій у навчально-виховний процес вищого навчального закладу, принципи підтримання та зміцнення здоров'я студентської молоді, причини слабкого здоров’я студентів, ефективність дотримання сукупності дидактичних умов оптимального впровадження здоров’язберігаючих технологій у навчальний процес вищого навчального закладу.

Ключові слова: студентська молодь, здоров’я студентської молоді, здоров’язбереження, інтелектуальне здоров'я, здоров’язберігаючі технології, здоров’язберігаюче навчання, здоров’язберігаючі компетенції.

Анотоция. В статье рассматриваются вопросы внедрения технологий сохранения здоровья в учебно-воспитательный процесс вуза, принципы поддержания и укрепления здоровья студенческой молодежи, причины заболеваний студентов, эффективность соблюдения совокупности дидактических условий оптимального внедрения здоровьясберегающих технологий в учебный процесс высшего учебного заведения.

Ключевые слова: студенческая молодежь, здоровья студенческой молодежи, интеллектуальное здоровье, здоровьесберегающие технологии, здоровье сберегающих обучения, здоровьясберегающие компетенции.

Anotia. The article discusses the introduction of health-saving technologies in the educational process of higher educational institutions, the principles of maintaining health and principles of health promotion students, the reasons for poor health of students, the effectiveness of implementation of the totality of didactic conditions optimal implementation of health-saving technologies in educational process of higher educational institutions.

Keywords: students, health students, health care, intellectual health, zdorovesberegayuschie technology, health asberg training, health aterials competence.

Зоя Стукаленко
 (Кіровоград)

У статті проаналізовано психолого-педагогічний аспект феномену  «професійна толерантність», де зосереджено увагу на критеріях та специфіці  створення ситуації успіху. Акцентовано, що створення ситуації успіху є важливою рушійною силою формування особистості. Для досягнення зазначеного феномена в процесі фахової підготовки викладач повинен мати позитивну настанову на професійну діяльність, володіти вмінням слухати та емоційно впливати на учня, при цьому бути тактовним, толерантним. Наголошено, що професійна толерантність виступає взірцем високого рівня розумового розвитку і моральної культури й повинна бути  нормою соціального життя; в рамках Міжнародної освітньої парадигми  спрямовувати і вдосконалювати рівень професійної підготовки майбутнього вчителя музичного мистецтва.

Ключові слова: майбутній учитель музичного мистецтва, толерантність, професійна толерантність, ситуація успіху, концертна діяльність, очікуваний успіх, неочікуваний успіх, колективний успіх, гедонізм,  позитивна мотивація.

В статье проанализирован психолого-педагогический аспект феномена «профессиональная толерантность», где сосредоточено внимание на условиях и специфике создания ситуации успеха. Акцентировано внимание на том, что создание ситуации успеха является важной движущей силой формирования личности. Для достижения указанного феномена в процессе профессиональной подготовки преподаватель должен иметь положительную установку на профессиональную деятельность, владеть умением слушать и эмоционально воздействовать на ученика, при этом быть тактичным, толерантным. Отмечено, что профессиональная толерантность выступает образцом высокого уровня умственного развития и нравственной культуры, должна быть нормой социальной жизни; в рамках Международной образовательной парадигмы направлять и совершенствовать уровень профессиональной подготовки будущего учителя музыкального искусства.

Ключевые слова: будущий учитель музыкального искусства, толерантность, профессиональная толерантность, ситуация успеха, концертная деятельность, ожидаемый успех, неожиданный успех, коллективный успех, гедонизм, положительная мотивация.

The article analyzes the psychological and pedagogical aspects of the phenomenon of "professional tolerance", which focuses on the criteria and the specifics of the situation creating success. The attention that creating a situation of success is an important driving force behind the formation of the person. To achieve this phenomenon in the professional training of teachers should have a positive attitude to professional activity, have the ability to listen and emotional impact on student still be considerate, tolerant. Emphasized that the professional model of tolerance stands high level of mental and moral development of culture and should be the norm of social life; within the International educational paradigm guide and improve the level of training future teachers of music. The attention that equal interaction between students and teachers should be aimed at achieving total comfort in learning.

Keywords: future teacher of music, tolerance, tolerance professional, situation success, concerts, expected success unexpected success, the collective success, hedonism, positive motivation.

Ольга Пунгіна
(Кіровоград, Україна)

Одеський Політехнікум розвивався за моделлю мистецького ВУЗу, пристосованого до потреб виробництва.Науковий підхід до викладання фахових дисциплін сприяв тому, що під час виконання курсових та дипломних робіт студенти керувалися професійним вирішенням завдань. На всіх курсах була раціонально організована безперервна виробнича практика. Також студенти постійно залучалися до агітаційної і культмасової роботи, співпраці з іншими центрами художньої освіти південних регіонів.

Ключові слова: художня освіта, виробнича практика, Одеський Політехнікум.

Одесский Политехникум развивался за моделью художественного ВУЗа, приспособленного к потребностям производства. Научный подход к преподаванию профильных дисциплин способствовал потому, что во время выполнения курсовых и дипломных работ студенты руководствовались профессиональным решением заданий. На всех курсах была рационально организована непрерывная производственная практика. Также студенты постоянно привлекались к агитационной и культмассовой работе, сотрудничеству с другими центрами художественного образования южных регионов.

Ключевые слова: художественное образование, производственная практика, Одесский Политехникум.

Odessa Polytechnic developed after the model of the artistic Institution of higher learning, adjusted to the necessities of production. The scientific going near teaching of professional disciplines promoted because during implementation of term and diploma papers students followed the professional decision of tasks. On all courses continuous productive practice was rationally organized. Also students were constantly brought over to agitation and cultural work, collaboration with other centers of artistic formation of south regions.

Keywords: artistic education, productive practice, Odessa Polytechnic.

 

МИКОЛА ПІВЕНЬ
(КІРОВОГРАД, УКРАЇНА)
АНДРІЙ ІЩЕНКО
(КІРОВОГРАД, УКРАЇНА) 

У статті йдеться  про синергетичні  тенденції в організації інтегрованого освітнього простору майбутніх авіаційних фахівців.

В статье говорится о синергетических  тенденциях в организации интегрированного образовательного пространства будущих авиационных специалистов.

This article dealswith synergetic tendency in organization of integrative educatiotional environment for future aviation specialists.

Ключові слова:  освітній простір, суб’єктно розвивальний простір, синергетичні й інтеграційні тенденції, професійний і особистісний саморозвиток, самостійність, автодидактичні навички.

Ключевые слова: образовательное пространство, субъектно развивающее пространство, синергетические и интегративные тенденции, профессиональное и личностное саморазвитие, самостоятельность, автодидактические навыки.

Keywords: educational environment, subject-development environment, synergetic and integrative tendency, professional and personal selfdevelopment, independence, autodidactic skills.

Лариса ГУЦУЛ
 (Кіровоград, Україна)

В статье рассматривается место спортивной терминологии в лингвистической подготовке учителя физической культуры. Акцентируется внимание на терминологической и лексикографической компетенциях, на трудностях,которые возникают при работе с терминами будущей профессии. В исследовании использован педагогический опыт обучения спортивной терминологии на факультете физического воспитания КГПУ им. В. Винниченко. Раскрываются пути и методы овладения профессиональной терминологией учителем физической культуры.

Ключевые слова: профессиональная терминология, термины, научно-теоретическая подготовка, научный текст, профессиональные словари, терминологическая и лексикографическая компетенции, языковая подготовка учителя, коммуникативная профессиограмма учителя.

The article studies the problem of sport terminology in linguistic preparing of a physical education teacher. Special attention is given to terminological and lexicographical competences, as well as the problems of usage of terms of future profession. The research deals with pedagogical experience of sport terminology at the Department of Physical Education at KSPU named after V. Vynnychenko. The ways and methods of mastering of professional terminology by physical education teacher are discussed.

Keywords:  professional terminology, terminology, scientific-theoretical preparation, scientific text, professional dictionary, terminological and lexicographic competency, linguistic preparation of a teacher, communicative professionalgramme teacher.

Геннадій Лещенко
(Кіровоград, Україна)

Анотація. У статті розглядаються питання професійної підготовки фахівців з аварійного обслуговування та безпеки на авіаційному транспорті. Досліджується вплив негативних чинників на ефективність здійснення професійної діяльності фахівців аварійно-рятувальних служб цивільної авіації. Визначено функціональні стани, що призводять до зниження професійної надійності фахівців аварійно-рятувальних служб. Встановлено чинники, що позитивно впливають на якість функціонування означених фахівців.

Ключові слова: аварійно-рятувальні служби, професійна надійність, чинники впливу, професійно важливі якості, професійна підготовка, стрес, нервово-емоційна напруга, втома, психологічний клімат, мотивація, відповідальність.

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы профессиональной деятельности специалистов по аварийному обслуживанию и безопасности на авиационном транспорте. Исследуется влияние негативных факторов на эффективность профессиональной деятельности специалистов аварийно-спасательных служб. Определены функциональные состояния, приводящие к снижению профессиональной надежности специалистов аварийно-спасательных служб. Установлены факторы, которые положительно влияют на качество функционирования указанных специалистов.

Ключевые слова: аварийно-спасательные службы, профессиональная надежность, факторы воздействия, профессионально важные качества, профессиональная подготовка, стресс, нервно-эмоциональное напряжение, усталость, психологический климат, мотивация, ответственность.

Summary. The article deals withthe issues of the professional activity of future specialists of aviation emergency service and safety. It’s being proved that the subject’s ability to resist the negative factors of professional activity and to perform effectively the professional functions characterize the resistance of the action, provided by the professional reliability. It’s being indicated that the professional teaching of future specialists – is a difficult, dynamic, sometimes contradictory process, not always meeting its goals, and consequently requires constant improvement. The optimization of the process to train specialists first of all requires their professional reliability formation that allows the effective professional activity and professional longevity. It’s being defined that the effectiveness of the professional activity is influenced by the complex and interaction of objective and subjective factors. It’s being pointed out that the resistance to stress – is an important factor to provide the specialist’s professional reliability and the effectiveness of the labor activity.

Keywords: search-and-rescue services, professional reliability, the impact factors, professionally important qualities, professional training, stress, nervous-emotional strain, tiredness, psychological climate, motivation, responsibility.

Светлана Лукашевич, Тамара Желонкина, Юрий Никитюк
(Гомель, Беларусь)

В статье рассматриваются теоретические и практические основы совершенствования педагогической практики студентов в системе подготовки их к учительской деятельности, вопросы развития творческой активности и формирования у студентов профессионально-педагогических умений и навыков  в дальнейшей педагогической деятельности.

Ключевые слова: педагогическая практика, творческая активность, умения, навыки, исследовательская деятельность, обучение, технологии.

The article discusses the theoretical and practical bases of perfection of pedagogical practice of students in their preparation for teaching activities, the development of creativity and formation of students' professional and pedagogical skills in further educational activities.

Keywords: pedagogical practice, creative activity, skills, research, training and technology.

Алла Желан
(Миколаїв, Україна)

Анотація. В статті зроблено ретроспективний аналіз постаті вчителя музичних дисциплін в історії педагогіки півдня України (Херсонської губернії) ІІ половини ХІХ – початку ХХ століття. На наш погляд, звернення до педагогічної спадщини, здійснення наукового аналізу минулого досвіду є одним із шляхів вирішення сучасних освітніх проблем. Нами подані вимоги до вчителя та його діяльності, сформульовані видатними педагогами-науковцями того часу. Аналізуючи документи різних років, ми намагалися розкрити зміни по відношенню до постаті вчителя музики та важливості викладання дисциплін мистецького циклу. Розглянуто особливості викладанні предметів «Спів», «Музика» у початкових та середніх навчальних закладах губернії та виділено основні тенденції розвитку музичної освіти в зазначений період.

Ключові слова: педагогічна професія, постать вчителя музичних дисциплін, педагогічна спадщина, музична освіта, професійна компетентність, Херсонська губернія, педагоги-просвітники, тенденції розвитку.

Аннотация. В статье предложен ретроспективный анализ личности учителя музыкальных дисциплин в истории педагогики юга Украины (Херсонской губернии) ІІ половины ХІХ – начала ХХ столетия. На наш взгляд, обращение к педагогическому наследию, проведению научного анализа предыдущего опыта является одним из путей разрешения современных проблем в образовании. Нами представлены требования к учителю и его деятельности, которые были сформулированы выдающимися педагогами-исследователями того времени. Проведя анализ документов разных лет, мы пытались выявить изменения по отношению к личности учителя музыки и важности введения в учебный процесс дисциплин музыкального цикла. Рассмотрены особенности преподавания предметов «Пение», «Музыка» в начальных и средних учебных заведениях губернии и выделены основные тенденции развития музыкального образования в отмеченный период.

Ключевые слова: педагогическая профессия,личностьучителя музыкальных дисциплин, педагогическое наследие, музыкальное образование, профессиональная компетентность, Херсонская губерния, педагоги-просветители, тенденции развития.

Annotation: The article deals with the retrospective analysis of teacher’s figure of musical disciplines in thehistory of pedagogy in the south of Ukraine (Kherson Province) the second half of XIX - early XX century.In our opinion, appeal to the pedagogical heritage, the implementation of scientific analysis of past experiences is one of the solutions to today's educational problems. We have submitted claims to the teacher and his activities formulated outstanding teacher-scholars of that time. Analyzing documents of various years, we tried to reveal the changes in relation to the figure of music teacher and the importance of artistic teaching disciplines cycle. The peculiarities of teaching "singing", "Music" in elementary and secondary schools of the province are  reviewed .The major trends in music education in this period are highlighted.

Keywords: teaching profession, teacher’s figure of musical disciplines, pedagogical heritage, music education, professional competence, Kherson province, teachers, educators, trends.

Візнюк В.В.
(Одеса, Україна)

У статті розглядається проблема формування професійної надійності майбутніх керівників навчальних закладів. Представлено авторське трактування поняття «професійна надійність керівника навчального закладу». Презентовано насичення змісту навчання щодо формування досліджуваного конструкту, як одну з педагогічних умов професійної підготовки майбутніх керівників навчальних закладів. Розкрито зміст понять «надійність», «діалектика», «педагогічні умови», «зміст навчання». Обґрунтовано, що насичення змісту навчання забезпечує підвищення рівня кваліфікації майбутнього керівника навчального закладу та сприяє здійсненню ним якісної і ефективної професійної діяльності.

Ключові слова: керівник навчального закладу, професійна надійність, педагогічні умова, професійна підготовка, дидактика, зміст освіти, зміст навчання.

В статье рассматривается проблема формирования профессиональной надежности будущих руководителей учебных заведений. Представлено авторское определение понятия «профессиональная надежность руководителя учебного заведения». Представлено насыщение содержания обучения при формировании исследуемого конструкта, как одна из педагогических условий профессиональной подготовки будущих руководителей учебных заведений. Раскрыто содержание понятий «надежность», «диалектика», «педагогические условия», «содержание обучения». Обосновано, что насыщение содержания обучения обеспечивает повышение уровня квалификации будущего руководителя учебного заведения и способствует осуществлению им качественной и эффективной профессиональной деятельности.

Ключевые слова: руководитель учебного заведения, профессиональная надежность, педагогические условия, профессиональная подготовка, дидактика, содержание образования, содержание обучения.

The article reveals the actual problem of formation of professional reliability of future heads of educational institutions. The author’s determination of “the professional reliability of future heads of educational institutions” is suggested. It is proved, that the saturationoflearningcontent as one of the conditions for the professionally-pedagogical training of future heads of educational institutions in pedagogical institution of higher education. The definition of concepts “reliability”, “dialectics”, “pedagogical conditions”, “oflearningcontent”. It has been determined that the saturation of learning content should to improve the qualifying level of future heads of education institutions and contributes to the implementation of a quality and effectiveness of professional activity. Therefore, to prepare students for professional careers in the future active methods of teaching at the university are used.

Keywords: head of the educational institution, professional reliability, pedagogical conditions, professional training, didactics, learning content , training content.

Мирослав Стрельніков
(Полтава, Україна)

Анотація. У статті розкриваються основи поняття підприємництва, виділені основні компоненти в структурі підприємництва, описані поняття і структура підприємницької компетентності магістра спеціальності «Бізнес-адміністрування».

Ключові слова: підприємництво, підприємницька компетентність, структура підприємницької компетентності.

Аннотация. В статье раскрываются основы понятия предпринимательства, выделены основные компоненты в структуре предпринимательства, описаны понятия и структура предпринимательской компетентности магистра специальности «Бизнес-администрирование».

Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательская компетентность, структура предпринимательской компетентности.

Annotation. In the article bases of the notion of business are revealed, the main components in the business structure are allocated, the notion and structure of the master’s specialty "Business Administration" entrepreneurial competence are described.

Keywords: business, an entrepreneurial competence, a structure of enterprise competence.